- Церковь
- 1) Понятие о Церкви вообще и в особенности о Церкви Христианской и ее составе. Слово Церковь, от греческого Εκκλησια, значит созвание, и от еврейского кагал собрание. Русское слово Церковь от греческого Κυρ ακον, значит дом Господень. Слово Церковь вообще в Св. Писании употребляется в разных значениях Так, а) иногда оно означает дом, здание, место, куда собираются верующие в Бога и Христа (см., напр., 1 Кор. 14, 33 - 35, XI, 18 - 22 и др.). Но необходимо заметить что в этом смысле, в котором у нас так часто употребляется слово "Церковь Εκκληοια", в Св. Писании оно весьма редко употребляется, а вместо него постоянно стоит или дом Божий οικος τον Ξευο, или храм (ναος), или дом Господень (το κυριακον, οικο, Κυρια), или святилище (τα αγια, το ιερυν), и т. под., но не Έκκλησια (на пр. Суд. 18, 3, 1 Цар. 1, 7, Матф. 12, 4 - 6, 21, 12 - 15, 23, 16 - 22, 27, 5, 51, 1 Тим. 3, 15 и др.). б) Иногда означает общество или всякое собрание людей всякого рода. В этом смысле так называется иногда даже и беспорядочное собрание, и общество людей нечестивых и злонамеренных. в) Иногда собрание священное, религиозное для отправления общественного Богослужения, для наставления в Законе Божием, для молитвы, для жертвоприношений, и пр. В этом смысле и собрание Израильтян при Синае, где Бог изрекал им Закон Свой, называется церковию (Деян. 7, 38). г) Но особенно оно означает общество верующих в Бога и Христа (Эфес. 1, 10, 22 - 23). В этом смысле различается а) церковь Ветхозаветная и церковь Новозаветная (Евр. 12, 22 - 24); первая утверждалась на вере в грядущего Мессию или Христа, последняя верует в Христа пришедшего и называется собственно Христианскою Церковию; б) церковь частная и церковь всеобщая; к первой относятся Христиане известной страны или области (Деян. 9, 31, Иак. 1, 2, Кол. 4, 16), к последней все общество верующих во Христа (Матф. 16, 18, Деян. 20, 28, 1 Кор. 10, 32); в) церковь земная и небесная, или иначе, странствующая и торжествующая; к первой принадлежат все истинно верующие на земле, подвизающиеся здесь в борьбе с врагами спасения, к последней те верующие, которые кончили уже земное свое поприще и торжествуют теперь на небе вместе со св. Ангелами (Евр. 12, 22 - 23); г) церковь видимая и невидимая, она видима по органическому телу членов своих на земле, и невидима по духу, одушевляющему тело и действующему в нем (Лук. 17, 20, 21), видима по внешнему устройству своему, представляющему видимый организм, состоящий из видимых членов, руководимых и руководствующих, и в видимых действиях проявляющий свою духовную жизнь и деятельность, и невидима по благодати Божией, в них действующей и освящающей их, видима, поколику остается на земле, и невидима, поколику к ней принадлежат и святые церкви небесной, святые Ангелы и святые человеки, скончавшиеся в вере и святости (Евр. 12, 22 - 24). Точнейшее понятие о церкви Христовой, на основании Слова Божия, можно иметь следующее: она есть от Бога установленное общество верующих во Христа, соединенное Словом Божиим, священноначалием и таинствами, под невидимым управлением самого Господа и Духа Божия, для вечной жизни и спасения (сн. Эфес. 1, 22 - 23, 2, 10, 21 - 22, 4, 3 - 6, 11 - 13). Из этого понятия видно, что в церкви Христовой, как во всяком человеческом обществе, различаются невидимый дух и видимое тело. Дух церкви составляет благодать Божия, оживляющая всякую верующую душу и особенно открывающаяся в святых Божиих. Тело церкви составляют различные члены церкви, немощные и сильные, управляющие и управляемые. Такое понятие о составе церкви Христовой ясно предлагается в Слове Божием, когда Апостол называет церковь живым телом, в котором под невидимою главою Христом, благодать Духа Святого оживляет и возвращает верующих, пока все достигнем в меру полного возраста Христова (сн. Эфес. 1, 22 - 23 2, 21 - 22 4, 7 11 - 13 15 - 16). 2) Начало и основание Церкви Христовой. Начало и основание Церкви Христовой, по мнению Слова Божия, положил сам Господь наш И. Христос. Он сам сказал: созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей (Мф. 16, 18), и сам призвал к Себе первых последователей, и с умножением их избрал Апостолов для распространения Своего учения и утверждения Церкви Своей по всему миру (Матф. гл. 10; Марк. 3, 13 - 15 16, 15; Луки 24, 46 - 49; Иоан. 15, 16 20, 21 - 23; Деян. 1, 1 - 8, 10, 38 - 43), и Сам установил все, что нужно для образования из Его последователей определенного религиозного общества, и именно и учителей для распространения Его веры, и таинство крещения для принятия членов в Его общество (Матф. 28 19), и таинство Евхаристии для воспоминания крестной смерти Его (Лук. 22, 19), для теснейшего соединения верующих с Ним (Иоан. 6, 56) и между собою (1 Кор. 10, 17) и для получения вечной жизни и спасения (Иоан. 6, 48 - 55), и таинство покаяния для примирения и нового соединения с Ним и с Церковию согрешающих братий (Матф. 18, 18; Иоан. 20, 22 - 23), и другие таинства для освящения верующих (Деян. 20, 28 Эфес. 5, 25 - 27 31 - 32 Иак. 5, 14 - 15). И согласно намерению и повелению Господа, Апостолы, всюду проповедуя Евангелие (Марк. 16, 20), составляли общества верующих или церкви (1 Кор. 1, 2. 16, 19), заповедовали им делать свящ. собрания для поучения в Слове Божием и возношения молитв общественных (Деян. 2, 42 46 20, 7), увещевали их хранить единение духа в союзе мира, представляя им, что все они составляют одно тело, имеют одну главу Христа, одну веру, одно крещение (Эфес. 4, 3, 4, 1 Кор. 12, 27), и все причащаются от единого хлеба (1 Кор. 10, 17), и наконец, повелевая им не оставлять своих собраний до самого второго пришествия Христова (Евр. 10, 24 - 25). И все это производили они от Христа "Той дал есть, пишет Апостол, овы убо Апостолы, овы же пророки, овы же благовестники, овы же пастыри и учители, к совершению святых, в дело служения, в созидание тела Христова, дондеже достигнем в соединение веры и познания Сына Божия, в мужа совершенна, в меру возраста исполнения Христова, да возрастим в Него всяческая, иже есть глава Христос" (Эфес. 4, 11 - 15), все так. обр. производя от Христа, и все на Христе основывая (1 Кор. 3, 11; Эфес. 2, 20), а себя называя только служителями Господа (1 Кор. 3, 5). Сн. Макар. Руков. к изуч. Хр. Прав. Богосл., 1869 г., стр. 238, Догм. Бог. Филар. Черн., ч. 2, стр. 359. 3) Будучи основателем Церкви, Господь есть вместе и глава Церкви, оживляющий ее благодатью св. Духа. Он сам называет Себя единым пастырем единого стада (Иоан. 10, 11 - 16) и Сам обещал всегда пребывать с верующими во все дни до скончания века (Матф. 28, 20). Апостол прямо называет Его главою Церкви, а Церковь Его телом: "Того даде главу выше всех Церкви, яже есть тело Его, исполнение исполняющего всяческая во всех" (Эфес. 1, 22 - 23), "Христос глава Церкви, и Той есть Спаситель тела" (Эфес. 5, 23), "Истинствующе в любви, да возрастим в Него всяческая, иже есть Глава Христос, из которого все тело при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви" (Эфес. 4 15 - 16). Это показывает внутренний, глубочайший и теснейший союз Христа с Церковию. Он, как Глава, невидимо управляет Церковию. Он поставляет пастырей Церкви (сн. Эфес. 4, 11. Деян. 20, 28). От Него, как от своей Главы, Церковь получает крепость и возраст (Кол. 2, 19). Он защищает ее от врагов (1 Кор. 15, 25. Евр. 10, 13) Он помогает верующим преодолевать все препятствия на пути ко спасению (Иоан. 16, 33. 1 Кор. 15, 10. Филип. 4, 13. 2. Петр. 1, 3 - 4). И потому Слово Божие внушает нам внутреннее и теснее соединяться с Ним нашею верою и любовию (Иоан. 15, 4 - 5. Деян. 4, 12). 4) Намерение и конец Церкви. Намерение и конец, для которого Господь основал Церковь Свою на земле, есть освящение людей грешных и спасение, чтобы все мы, под сенью Его законов, при Его благодатных силах и средствах, достигали здесь единства веры и познания Сына Божия, достигали в мужа совершенна, в меру возраста исполнения Христова (Эфес. 4, 11 - 16), и так. обр. удостаивались вечной жизни и спасения (Марк. 16, 15 - 16. Иоан. 3, 16. 20, 31. 1 Петр. 1, 9. 2 Петр. 1, 3. 11. Римл. 6, 22 - 23). Для этого Господь даровал Своей церкви Божественное учение и учредил в ней пастырей и учителей, которые бы просвещали людей светом спасительной истины (Матф. 28, 19 - 20. Марк. 16, 16. Эфес. 4, 11). Для этого установил в Церкви Своей таинства с разными другими священнодействиями и священнослужителей или строителей таин Божиих для освящения ими людей и сообщения им спасительных действий благодати Божией (1 Кор. 4, 1. 3, 9. Эфес. 4, 7. 2, 8. Тит. 3, 4 - 7). Для этого учредил в Своей Церкви духовное управление пасти церковь Его и управлять ею. Господь Сам сказал Апостолам: "Слушаяй вас Мене слушает, и отметаяйся вас, Мене отметается" (Лук. 10, 16). "Елика свяжете на земли, будут связана на небеси" (Матф. 18, 18. сн. 16, 19). "Имже отпустите грехи, отпустятся им, и имже держите, держатся" (Иоан. 20, 21 - 23). Облеченные этою властию, Апостолы предали ее своим преемникам, заповедуя им пасти церковь Христову (Деян. 20, 28. 1 Петра 5, 2 - 3. 1 Тим. 5, 20. Тит. 2, 5. 13). Для этого и все члены Церкви Христовой должны взаимно содействовать общему преуспеянию в деле спасения. Великое дело общего нашего спасения не иначе может устроиться, как при взаимном правильном содействии каждого члена (Еф. 4, 16). Для этого каждому из нас дарована благодать служить другим, по мере дара Христова (Эфес. 4, 7. Рим. 12, 3 - 6. 1 Кор. 12, 20 - 27). Отсюда, по слову Апостола, мы должны служить друг другу каждый тем даром, какой кто получил (1 Петр. 4, 10). Макар. Руков. к изуч. Хр. Богосл., 1869 г., стр. 241. Филар. Черн., ч. 2., стр. 363 - 364. 5) Свойства Церкви. Церковь Христова имеет свои особенные свойства, которыми ясно отличается от всякого другого общества. Свойства эти, согласно Слову Божию, выражены в символе веры в следующих словах: "(верую) и во едину, святую, Соборную и Апостольскую Церковь". Таким образом Церковь есть, во-первых, единая, потому что она есть одно духовное тело, имеет одну главу Христа и одушевляется одним Духом Божиим. Свойство это ясно определяется в Св. Писании. Сам Христос называет Себя Единым пастырем единого стада (Иоан. 10, 16) и в молитве Своей ко Отцу говорит: "да вси едино будут" (Иоан. 17, 20). И Ап. Павел об этом единстве пишет: "Едино тело, един дух, якоже и звани бысте во едином уповании звания вашего" (Эфес. 4, 4 - 6). Такому единству не препятствует то, что есть разные отдельные и самостоятельные церкви, как напр., Иерусалимская, Антиохийская, Александрийская, Константинопольская, Российская и др. Отдельность их только внешняя; имея одну и ту же главу Христа и один дух веры и благодати, они составляют части единой великой Церкви Христовой; единство их всегда выражалось и видимо во взаимном общении в молитвах и таинствах, в общении посредством Апостольских посланий, во взаимном попечении по делам веры и в разрешении недоумений. Фил. Чер. Догм. ч. 2. стр. 368. Церковь Христова далее есть святая (Эфес. 1, 4. 5, 25 - 27, Рим. 5, 18. 1 Кор. 1, 30. 2 Кор. 5, 21), и верующие в Писании часто называются святыми (Эфес. 1, 1. 4. Филип. 1, 1. 1 Кор. 3, 17. 2 Кор. 1, 1. Евр. 3, 1), потому что освящены Христом чрез Его страдания, чрез Его учение и жизнь, чрез Его молитву и чрез таинства и стремятся к святости, святость имея своим призванием (1 Петр. 1, 15. Матф. 5, 48. Эфес. 1. 4. 1 Кор. 1, 2. 1 Сол. 4, 7). Правда, в церкви Христовой есть и грешники. Сам Господь сравнивает церковь Свою на земле с полем, где вместе с пшеницей растут и плевелы, и с неводом, в котором захватывается всякая рыба, и хорошая, и худая (Матф. 13, 24. 47), и Он сам, во время земной жизни Своей, не отвергал и грешников, приходивших к Нему, и в Св. Писании часто упоминается о немощных братиях и явных грешниках и множество представляется наставлений и увещаний к их обращению и исправлению (1 Кор. 1, 10. 3, 1 - 7. 4, 18. 6, 6. 1 Иоан. 2, 1. Иак. 5, 16. Римл. 14, 20. 1 Кор. XI, 17 - 20. Галатам 6, 1. 2 Тимофею 2, 25 - 26. 2 Солунянам 3, 1415). Таким образом грешники всегда были в Церкви; но это не препятствует Церкви быть святою, коль скоро они стремятся к святости, раскаиваясь в грехах своих, и при благодатных средствах стараясь исправить жизнь свою; если же остаются нераскаянными, то отсекаются от союза Церкви или невидимым действием суда Божия (Деян. 5. 1 - 11), или видимым судом самой Церкви (1 Кор. гл. 5), и верующим всегда внушалось не иметь с таковыми общения (1 Тим. 6, 5. 2 Тим. 3, 5. Тит. 3. 10 - 11. 2 Иоан. ст. 10 - 11). Далее Церковь Христова есть вселенская, или соборная, т. е. она не ограничивается одним известным местом, или временем, или народом, но заключает в себе истинно верующих всех мест, времен и народов. Сам Христос предсказал, что истинное поклонение Богу не ограничится Иерусалимом и горою Гаризин, но будет везде, и заповедал апостолам проповедовать евангелие во всем мире, начиная от Иерусалима и до последних пределов земли (Матф. 28, 19 - 20. Марк. 16, 15, Лук. 24, 47, Деян. 1, 8), и Он сам обещал пребывать с верующими во все дни до окончания века (Матф. 28, 20), и Он для того поставил в Церкви апостолов, пророков, благовестников, пастырей и учителей, чтобы всех привести к единству веры и познания Сына Божия (Эфес. 4. 11 - 13), и апостолы всюду проповедовали евангелие (Марк. 16, 20. Римл. 10, 18) и завещали и своим преемникам неизменно продолжать сие дело (2 Тим. 2. 2. 4, 5), пока наконец скончаются времена язычников (Лук. 21, 24. Сн. Рим. XI, 25) и все враги Христовы будут низложены (1 Кор. 15, 25), и будет едино стадо и един пастырь (Иоан. 10, 16). Этой-то вселенской Церкви принадлежит, во-первых, то великое обетование, что она во все времена пребудет на земле и никакие враждебные силы не могут сокрушить ее. Об этом еще в Ветхом Завете ясно было предсказано (Псал. 88, 29 - 38. Исаии 9, 6 - 7. Дан. 2, 44. 7, 27), и Сам Господь ясно предсказал (Матф. 16, 18). Вселенской Церкви, во-вторых, принадлежит то великое преимущество, что она не может отпасть от веры или погрешить в ее истине и впасть в заблуждение, но не ложно сохранит навсегда истину учения Христова, потому что с нею Христос (Матф. 28, 20) и с нею Дух Святый (Иоан. 14, 16), наставляющий ее на всякую истину (Иоан. 16, 13), и потому она называется столпом и утверждением истины (1 Тим. 3, 15), и значит не только сама не отпадет от истины, но в состоянии будет поддерживать ее и в других. Все это относится к вселенской Церкви, но не к частным, в которых может погасать свет истинной веры и оскудевать елей любви (Апок. 2, 4 - 5). Фил. Черн., Догм. Бог., ч. 2., стр. 383 - 396. Церковь Христова есть, наконец, Церковь апостольская, которая и начало свое ведет от апостолов, и неизменно сохраняет учение апостольское и преемство даров св. Духа чрез рукоположение (Эфес. 2, 19 - 20). Чрез апостолов она насаждена и утверждена во вселенной (Матф. 28, 19. Марк. 16, 20). Апостольское учение и предание лежит в основании ее устройства (Эфес. 2, 19 - 20. 2 Сол. 2, 15). От апостолов чрез свящ. рукоположение сохраняется в ней преемство даров св. Духа и ее иерархия (Деян. 14, 23, 20, 28. Тит. 1, 5. 1 Тим. 5, 22). Отсюда Слово Божие внушает нам твердо держаться учения и преданий апостольских и удаляться от такого учения и таких учителей, кои не утверждаются на учении апостольском (2 Солун. 2, 15. 2 Тим. 3, 13 - 14. 1 Тим. 6, 3 - 5. 20 - 21. Тит. 3, 10). 6) Чтобы Церковь была благоустроенным обществом и верно достигалась цель ее на земле, Господь учредил в ней иерархию, или священноначалие (Матф. 18, 17. Сн. Матф. 16, 19. Деян. 20, 28. Иоан. 20, 23): а) Под иерархиею нельзя разуметь общества верующих вообще, ни всей вселенской Церкви, ни совокупности членов частной какой-либо церкви, но разумеется правительственная власть церковная, принадлежащая не всей церкви, но только ее представителям, каковы первоначально были апостолы, а потом их преемники пастыри и учители. Как в благоустроенном обществе, в Церкви не может все всем принадлежать, но для учения, священнодействия и управления должен быть особенный чин. б) Что Иерархия эта действительно учреждена самим Господом и принадлежит не всей Церкви и не каждому члену в отдельности, а известному сословию лиц, это видно из слов самого Господа. Он апостолам сказал: "Шедше научите вся языки" (Матф. 28, 18 - 20). Апостолам сказал: "Якоже посла Мя Отец, и Аз посылаю вы" (Иоан 20, 21), им же: "отпустите грехи, отпустятся им" (ст. 23). Апостолам сказал: "Слушаяй вас, Мене слушает" (Лук. 10, 16). То же видим и из учения апостолов: "Той дал есть овы убо апостолы, овы же пророки, овы же благовестники" и пр. (Эфес. 4, 12). И пастырям Эфесской церкви апостол сказал: "вас Дух святый постави епископы памяти церковь Господи и Бога" (Деян. 20, 28). И рукополагая избранных, апостол заповедовал им передавать эту власть и другим избранным и призванным к тому (2 Тим. 2, 2, Тит. 1, 15) и строго запрещал восхищать эту власть: "Никто же приемлет сам себе честь, но званный от Бога" (Евр. 5, 4). "Како проповедят, аше не послани будут?" (Рим. 10, 15). в) Иерархическая власть эта в церкви Христовой, по указанию св. Писания, троякая: учения, священнодействия и управления. Сам Господь учредил в церкви Своей звание учительства (Матф. 18, 19 - 20 Рим. 10, 14 15), которое апостолы считали важнейшею своею обязанностию (Деян. 6, 1 - 4 1 Кор. 9, 16), которое они передавали своим преемникам (1 Тим. 4, 6 - 11, 13 - 16, 1 Тим. 2, 2, 15, 4, 1 - 2) и которое должно навсегда оставаться в Церкви Христовой, как учреждение Божественное (Эфес. 4, 11 - 13), в чистоте, неизменно передавая верным слово Божественной истины (Гал. 1, 7 - 9). Сам Господь учредил в Церкви Своей священнодействия церковные. Преподав апостолам таинство евхаристии, Он повелел им совершать его и после в Его воспоминание (Лук. 22, 19). Повелел принимать в свою Церковь верующих чрез святое крещение (Матф. 28, 20), преподал власть отпущать грехи (Матф. 16, 18, 18, 19, Иоан. 20, 21 - 23), учредил, без сомнения, и другие священнодействия (1 Кор. 4, 1 Деян. 1, 3) и обещал Свое особенное присутствие в священных собраниях (Матф. 18, 20), и апостолы завещали верующим не оставлять сих собраний до самого второго Его пришествия (Евр. 10, 25). Сам Господь, будучи невидимым Главою Церкви, учредил в ней власть правительственную, власть вязать и разрешать грехи (Матф. 18, 17 - 18. Иоан. 20, 21 - 23) и пасти Церковь Его (Деян. 20, 28), и дал видеть всем важность сей власти (Матф. 18, 17). И апостолы действительно пользовались этою властью, они давали законы и постановления Церкви (Деян. гл. 15), наблюдая за поведением христиан, обличали и судили виновных (Деян. гл. 5. 1 Кор. гл. 5. 2 Кор. 10, 4, 6, 13, 10. 1 Тим. 1, 20), и то же заповедали и своим преемникам (Деян. 20, 28. 1 Тим. 5, 20. Тит. 1, 13, 3, 10). г) В состав церковной Иерархии, от самых времен апостольских, различаются три главные степени: епископ, пресвитер и диакон. О каждой из этих степеней упоминается в свящ. Писании с означением свойственных им обязанностей (Тит. 1, 5. 1 Тим. гл. 3, 5, 17, 19, 22. 1 Петр 5, 1 - 3. Иак. 5, 14. Деян. 6, 1 - 6, 14, 23, 20, 17 - 36), и история свидетельствует, что эти степени действительно существовали в Церкви и ясно различались от самих времен апостольских. Диакон, как самое имя показывает, не имея власти сам совершать таинств, служит при их совершении, пресвитер совершает таинства, но в зависимости от епископа, епископ не только совершает таинства, но имеет власть чрез рукоположение преподавать и другим право совершать оные. Все это видно из Слова Божия и из практики Церкви. д) Высшую власть Иерархическую в церкви Христовой составляли апостолы. Призванные к апостольскому служению своему самим Господом и облеченные для сего силою свыше и чрезвычайными дарованиями, они имели высшие права и преимущества, какие не могли во всей полноте принадлежать их преемникам. Они имели повсеместное служение и пользовались непререкаемою властию во всех церквах. Но в преемниках апостолов св. Писание дает нам видеть, что власть эта была у них ограниченная и зависимая. Она ограничивается для каждого местною церковию, какая кому поручена; так, напр., Титу поручена Критская церковь (Тит. 1, 5); из предстоятелей церквей, упоминаемых в Апокалипсисе, каждому вверена также своя церковь (Апок. гл. 2 - 3); и ни один предстоятель даже и по делам своей местной церкви не может усвоять себе власти самостоятельной и независимой. При апостолах они подчинялись апостолам; после апостолов верховная власть представлялась собору. Важность и значение соборной власти свящ. Писание дает видеть в примере самих апостолов, которые, несмотря на свое Божественное полномочие, во многих случаях действовали соборно с общего согласия (Деян. 1, 15 - 26. 6, 1 - 7. 15, 1 - 33). После апостолов власть соборная должна была получить еще большее значение. Дела, касавшиеся частных церквей, решались на соборах областных или поместных; дела, касавшиеся всей Церкви, когда открылась возможность созывать вселенские соборы, стали решаться на вселенских соборах. Выше вселенских соборов никакая другая власть не признавалась в делах веры. Здесь средоточие высшей иерархической власти. Важность соборным определениям дает сам Господь, когда говорит: "Идеже два или трие собрани во имя Мое, ту епосреде их" (Матф. 18, 20); и апостолы ясно давали видеть важность соборных своих определений, когда производили их от Духа Божия. "Изволися Духу Святому и нам", писали они в соборном послании своем к Церкви антиохийской (Деян. 16, 28). Догм. Бог. Фил. Черн., ч. 2., р. 401 - 428. Догм. Бог. Антон., стр. 208 - 214.
Полный православный богословский энциклопедический словарь. В двух томах. - Спб.: Изд-во П. П. Сойкина. П. П. Сойкин. 1913.